Перейти к содержимому


Фотография

Кристина Пизанская (Незаконченное Исследование Ngll85)


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 4

#1 grn

grn
  • Пользователь
  • 3,194 сообщений

Отправлено 27 February 2017 - 00:13

В незаконченных исследованиях приводятся материалы над которыми работала моя мама. 

 

 

В настоящее время известно, что различная орфография появилась в авторских манускриптах в результате работы переписчиц-помощниц Кристины (они трудились предположительно втроем).

 

 

Она была автором сочинений разных жанров, от социально-политических и военных трактатов до моралистических баллад и стихотворений.

 

Из социально-политических трактатов прежде всего следует назвать "Книгу о Мире" (1414), где она разворачивает свои взгляды на общество как часть божественного миропорядка, основанного на христианском нравственном законе. Исходя из этого закона, она рассматривает и социальные, межсословные отношения, которые ради поддержания мира в обществе должны строиться на принципах морали. Писательница высказала свои взгляды на Богом установленный миропорядок, который зиждется на нравственном законе (определяющем моральные основы социального поведения), а также на индивидуальной занятости подданных французской монархии в общественнополезном труде. Труд представляет собой по естественному праву необходимое каждому душеспасительное средство ради обеспечения личного участия в общественной жизни и продолжения своего рода.

В "Книге о политическом теле" (1407) Кристина Пизанская рассуждает о религиозно-нравственных основах общественного согласия и приводит натуралистические доводы, объясняя свою мысль о социальной пользе каждого сословия французского общества. В связи с этим система взглядов писательницы на социальное поведение иносказательно представлена в описании жизнедеятельности антропоморфной политической организации, члены которой улучшают свои нравы в благотворительных занятиях.

 

…идеи об общественно-полезной деятельности содержатся в объяснении смысла общественной дифференциации, и эти сведения раскрывают суждение автора о сущности социального согласия, тактика достижения которого представлена в виде системы идей об обретении каждым представителем французского общества доброй судьбы и личной пользы, в выполнении Богом ему уготованной социальной роли.

В "Книге о Мире" и в "Книге о политическом теле" автор излагает назидательные краткие рассказы, заимствованные из античной литературы, главным образом, из сочинения римского историка Валерия Максима "Памятные слова и дела", поскольку "Декады" Тита Ливия в переводе Пьера Берсюира Кристина не читала. Сочинение Валерия Максима в изложении Симона Эдина и Никола Гонеса явилось для писательницы учебником по древней истории, которую, в отличие от переводчиков, она намеренно изменила, создав назидательный для современников рассказ о жизни римлян. Кроме того, она предпочла черпать дидактические сюжеты из мифологических сочинений Овидия, а также из Библии.

В этих социально-политических трактатах изложена социальная доктрина писательницы, представленная в виде своеобразной концепции нравственного развития французского общества.

современники Кристины в своих политических взглядах рассматривали государство очень рационалистически: государь не может ждать пока наступят идеальные политические условия, а должен, исходя из возможностей, наилучшим образом управлять людьми, такими, каковы они есть. Мыслители ХIV-ХV вв., посредством схоластической логики, высказывая свои взгляды в жанре социально-политического трактата, не использовали литературные приемы, направленные на развитие воображения читателей. Напротив, Кристина Пизанская нарушила традиционную систему описания идеальных качеств государя и впервые во французской литературе создала, в определенном смысле, реалистические сочинения, использовав жанр хроники: фрагменты ее социально-политических трактатов по содержанию и по эмоциональному авторскому изложению событий прошлого можно отнести к дворянской историографии, отразившей историю французской монархии. В "Книге о политическом теле" писательница развивает мысли о государстве и государственном управлении, сосредотачиваясь главным образом на персоне короля и его обязанностях, и тем самым обосновывает легитимность королевской власти, объясняя необходимость сохранения права наследования французского престола. Эти мысли Кристина Пизанская как бы иллюстрирует в одном из наиболее известных своих трудов - в "Книге о деяниях и добрых нравах Карла V Мудрого" (1404). Писательница вынуждена была это сделать по заказу герцога Филиппа Храброго, который желал подарить дофину Людовику Гиенскому книгу о политическом искусстве его деда. Считая, что теоретические добродетели проявляются в любой деятельности человека, писательница выразила мысль, что личная жизнь государя определяет его политический успех. А потому Кристина не только создала увлекательный по содержанию рассказ о реальных исторических событиях, но и правдиво описала деяния государя, Карла V .Не имея университетского образования, писательница не могла сделать научное изложение своей системы взглядов на государственное управление. Вот почему в "Книге о деяниях и добрых нравах Карла V Мудрого" она высказала личное впечатление о царствовании покровителя своей семьи, поскольку считала, что время ее детства было периодом не только ее личного счастья, но и общественного благоденствия. На страницах этого трактата Кристина Пизанская ратовала за возрождение практики королевского поощрения интеллектуалов, к которым она причисляла себя. Но будучи единственной женщиной среди придворных ученых, она считала себя литературным новатором и творцом. В самом деле в истории французской литературы ею впервые создан образ государственного деятеля, политическими средствами которого являются только педагогические приемы как способы улучшения социапьного поведения и общественных нравов. Этические идеи о государственном управлении основаны на личных воспоминаниях автора и на материалах опросов очевидцев взаимоотношений короля и его подданных.

В этом оригинальном по литературной композиции сочинении речь идет о своего рода священнодействе короля: он представлен божьим учеником, который, не будучи святым, до самой смерти учится благотворительности, набираясь мудрости. Столь необъемным литературным приемом писательница внушала читателям чувство сопричастности к тому богоугодному делу, которым занят государь. Кроме того, она доказывала, что все личные качества государя являются только теми добродетелями, практическое применение которых обеспечивает справедливое государственное управление. Доказательство состоит в повторении логических умозаключений тех античных и средневековых мыслителей, которые писали о путях достижения общественного блага. Во французской литературе "Книга о деяниях и добрых нравах Карла V Мудрого" по своему значению в развитии политической мысли занимает место между "Историей Людовика Святого" Жана Жуанвиля и "Мемуарами" Филиппа де Коммина.

Свои политические воззрения писательница конкретизировала в "Книге об армейских делах и рыцарстве" (1410), посвященной военным нормам государственного управления, ориентированного на достижение социальной стабильности. В этом военном трактате наилучшим образом разъясняется точка зрения автора на общественно-дисциплинирующую функцию благородного сословия. Будучи, конечно, далекой от военного дела, Кристина Пизанская использовала при работе различные военные и рыцарские трактаты, в том числе и античные, наряду с сугубо военными вопросами в этой "Книге" поднимается также тема улучшения общественных нравов и социальнонравственного долга рыцарства, состоящего в сохранении французской монархии и обеспечении благополучной социальной жизни французов

 

ряд ее трудов посвящен специально проблемам морали

"Книга об осторожном человеке" (1405) содержит ценные сведения о средствах улучшения общественного поведения, так как моралистические идеи писательницы подтверждены ее натуралистическими доводами, основанными на личном опыте социальной самоадаптации. "Притча о неволе человека" (1418) синтезировала все идеи автора о религиозно-нравственных правилах межличностных взаимоотношений, представленных во всевозможных примерах морально обоснованного участия людей в общественной жизни.Рассуждая о добродетельном поведении человека, Кристина Пизанская не столько имеет в виду религиозный смысл морали и спасение души, сколько социальную ее роль и воспитание добропорядочных членов общества, верноподданных короля.

Взгляды на идеальное социальное поведение иносказательно изложены в "Притче Офелии" (1402). По духу и по настрою этот моралистический трактат дополняют "Семь сказочных псалмов" (14091410) о душеспасительных рецептах, представленных в виде комплекса идей о социальной пользе религиозно-нравственного образования парижских студентов. Основное содержание псалмов посвящено теме обретения всеобщего благополучия.

Идеи автора о миротворческом долге женщин невозможно исследовать без "Книги Трех Добродетелей - Сокровищницы Града Женского" (1405), которая по сути является созданным для читательниц учебником, разъясняющим мысль об общественной пользе добродетельного поведения жен, вдов и девиц, представительниц разных социальных сословий. Для научного анализа имеет значение взгляд писательницы на добрую женскую судьбу, потому что в трактате эта идея высказана в критике разделения родительских обязанностей, считавшихся нормой в рамках внутрисемейных взаимоотношений. Немаловажно, что в этом моралистическом трактате разъясняется представление писательницы о видах общественно-полезной деятельности ее современниц. Из феминистских сочинений Кристины наиболее важным является "Книга о Граде Женском" (1405), где в аллегорической форме опровергаются все религиозные и натуралистические доводы антифеминистов.

В аллегорическом замысле сочинений французские писатели, как правило, сравнивали себя с садовниками, а логически обоснованные литературные образы - с цветами. В отличие от мужчин, Кристина Пизанская представила себя мастером, обеспечивающим душевную крепость всех добродетельных женщин прошлого, настоящего и будущего и тем самым защитила свое право на творчество. В описании деяний и добрых нравов героинь прошлого читателям объясняется право представительниц слабого пола на самореализацию в любом виде социально-полезного труда. Логическим обоснованием создания образов идеальных вдов, жен и девиц является поиск камней на поле "Учености" для строительства Града Женского, то есть в известных писательнице дидактических сочинениях, прежде всего в Библии, античной мифологии и истории, из которых она приводит большое количество примеров в доказательство своей феминистской мысли.

Таким образом, авторская мысль направлена не только на оказание женщинам моральной поддержки, но и на обоснование социальной необходимости женского религиозно-нравственного образования. Здесь же в своих новеллах писательница детально разбирает семейные отношения и семейные обязанности, определяя, что такое добрая женская судьба.

Непосредственный отклик писательницы на современные ей политические события запечатлен в сохранившемся эпистолярном наследии. В адресованном принцам крови "Рассказе о несчастьях Франции" (1410) и в "Послании к королеве Изабелле Баварской" (1405) обосновано моралистическое суждение о народных чаяниях мира. Следует особо отметить, что в созданных по инициативе Кристины эпистолярных сочинениях содержатся ценные сведения о взаимоотношениях представителей Французского королевского дома.

Кристина Пизанская намеренно подчеркивала исключительность своего женского труда и таким образом убеждала читателей в богоугодности своего творчества, но тем не менее, она, как женщина, имела заниженную самооценку, которую всячески старалась повысить, рассуждая о социальном поведении своих современников, направленном на обеспечение благого будущего французского королевства.

. Ее национально-патриотические идеи нашли свой выход в связи с подвигом Жанны д'Арк, которой она посвятила "Песнь", где одновременно изложила и взгляды на необходимые политические реформы во Ф р а н ц и и . В этой созданной в конце июля 1429 г. молитве писательницы о доброй судьбе короля Карла VII выделены этапы возможного будущего расширения территории французского королевства и увеличения числа верноподданных французской монархии. Представление автора о достижении мирного сосуществования всех христиан, и чужеземцев, и своих объяснено в моралистических балладах.

"Книга о Переменчивости Судьбы" (1401-1403) посвящена идее благой воли и содержит натуралистические доводы, разъясняющие смысл существования социального неравенства. В этой "Книге" впервые в истории французской литературы изложено размышление автора о личной социальной адаптации. Следует особо подчеркнуть, что Кристина Пизанская была озабочена проблемой обоснования своего общественного статуса женщины - писательницы. В связи с этим, добиваясь общественного признания, она была вынуждена вести творческий поиск, ибо открытие собственной манеры компиляции - это не единственное нововведение, необходимое для создания занимательной литературы. В этой моралистической балладе изложено обоснование маргинальной позиции женщины-писательницы среди современных ей литературных деятелей. В сочинении прежде всего и главным образом речь идет о человеческом служении Богу, как верном душеспасительном средстве, направленном на обретение общественной и личной пользы. Высказанный Кристиной взгляд на богоугодную любовь к миру объясняется ее восприятием собственного одиночества. В "Книге" она обоснованно призвала своих читателей уповать на Бога и, веруя в ответную божественную любовь, научиться жизнелюбию.

Система добрых дел, благодаря которым писательнице благоволит судьба, представлена в "Книге о добром пути знания" (1402). Для научного анализа имеют ценность сюжеты писательницы о личном опыте самообразования, в которых разъясняется идея, что каждому человеку полезно изучать историю. Немаловажно, что в "Книге" изложена авторская мысль о душеспасительной пользе самопознания. Размышляя о личном пути достижения доброй судьбы, писательница процитировала сочинение Боэция (480-524) "Об утешении философией", выразив мысль, что чтение научной литературы явилось для нее наиболее приятным душеспасительным средством: в аллегорической форме она поведала об испитом ею целебном напитке из "брызгающего истинами источника", который был извлечен из земельных недр Пегасом, ударившим своим копытом.

Но именно в литературном творчестве Кристина утешала свою душу, рассказывая о добрых общественных нравах. И тем не менее писательнице нужно было обосновать целесообразность своего труда, не повторив идеи античных и средневековьж мыслителей. Ведь как женщина, занимающаяся мужским делом, она вынуждена была подчеркнуть свое особое мышление именно так, чтобы побудить к своему творчеству читательский интерес и ради своей репутации заиметь влиятельных поклонников.

Моралистические баллады писательницы - одни из самых оригинальных сочинений в литературе того времени, так как они созданы на основе воспоминаний автора о своем жизненном пути, мудро пройденном с помощью знаний, приобретенных в изучении наук. В "Суждении Кристины" (1405) выражен обращенный к читателям наказ веровать в Бога, уповать на ответную божественную любовь и не унывать.

В балладе "Нравоучения" (1402 - 1403) писательница высказывает педагогические идеи и обосновывает необходимость семейного воспитания. С целью разъяснения мысли об обретении человеческого счастья она излагает свои взгляды на гармоничное развитие воли ребенка. Вне зависимости от социального статуса и пола ребенка, облагораживание его души должно быть ориентировано на формирование таких добрых нравов, какие обеспечат его верноподданство французской монархии, а значит, проявление миролюбия и доброго участия в общественной жизни.

 В "Сказании о Пуасси" (1401) писательница излагает свое суждение о материнском счастье. Сочинение полностью состоит из рассуждений о пользе богоугодных деяний, направленных на умиротворение душ ближних своих, то есть о всевозможных видах самозащиты человека от душевной порчи. Немаловажно, что в этом произведении речь идет о личной свободе Кристины от всех людей, даже от самых близких.

Мысль о благой женской воле наиболее отчетливо выражена в балладах о куртуазной любви. "Сто Баллад о Влюбленном и Даме" (1409-1410) - это повествование о любви. Любовь, как чувство взаимной привязанности, лишает любящих людей умиротворенной жизни и обрекает их на душевные муки, а личное благополучие обретается только в общении с Богом. В балладе "Одиночество" (90-е гг. X I V в.) писательница объясняет свою добровольную верность покойному супругу. На феминистскую мысль о социальной роли женщин проливает свет высказанное в балладах моралистическое суждение о душеспасительных любовных переживаниях: разлука влюбленных не обедняет, а обогащает, ибо самостоятельно познается верная любовь. С этой точки зрения каждый человек наедине с Богом обретает счастье.

 

Следует отметить, что писательница излагала свои социально-политические взгляды, не владея той логикой, которую применяли современные ей политические мыслители. И тем не менее во французской литературе того времени писательница явилась автором наиболее глубокого рассуждения об актуальных социальных и политических проблемах. Размышляя о мире, ученые люди со времен Карла V Мудрого в своей политической мысли соблюдали определенные логические правила, а потому не обосновывали на свой лад компилируемые (пересказываемые) взгляды на государственное управление и на социальное поведение. В отличие от писателей - мужчин, Кристина Пизанская не имела навыков логического рассуждения. Вот почему ее политические и социальные взгляды представляют собой только систему улучшения общественных нравов.^ ^ Создавая образы исключительно добрых литературных героев, писательница по своему творческому замыслу пересказывала в разных сочинениях свои взгляды на деяния и добрые нравы государя Карла V . Эта практика жизнеописаний свидетельствует о том, что Кристина самостоятельно выработала свою модель общественного развития. В частности, творческая мысль писательницы проявилась в ее суждении о единой форме управления государством и семьей.Занимаясь мужским делом, она вынуждена была в каждом сочинении объяснять мысль о богоугодности женского творчества, чтобы обеспечить себе безупречную репутацию при французском королевском дворе. Современные ей французские писатели не вели речь о себе и не выражали эмоционально личное отношение к компилируемым идеям. Вероятно, Кристина Пизанская заимствовала элементы логической дедукции у своего современника, религиозного деятеля Пьера Ле Фрюитье (Салмона), который сочинял иносказательные проповеди

 

 

Особенно содержательна работа Э.Ик, в которой рассматривается мысль о женском кокетстве: "Суждение о нарядах, предосудительный наряд: комплекс идей об одежде в некоторых нравоучительных сочинениях Кристины Пизанской".

Характерные черты изложения мысли писательницы и структурные особенности ее сочинений были выявлены в работе Ж.Бланшара "Кристина Пизанская: традиция, творчество и новаторство". Автор сравнил образы архитектора, представленные в "Книге о деянияхи добрых нравах Карла V Мудрого» и в "Книге о Граде Женском" и отметил, что писательница из сюжетов сочинений античных и средневековых мыслителей составляла собственные произведения, увлекательные по содержанию и оригинальные по структуре.

 

 

 


  • 6

Лень - двигатель прогресса

Продажа скакалок для укропатриотов


#2 grn

grn
  • Пользователь
  • 3,194 сообщений

Отправлено 02 March 2017 - 23:44

 

 

 

Из "Книги Трех Добродетелей" Кристины Пизанской

 

Oportet vivere

Показалось любопытным, и очень хорошо дополняет недавную дискуссию. Суть книги в том, что три Добродетели, Рассудительность, Честность и Справедливость, учат высокорожденную леди тому, как ей стать истинной леди и благородной принцессой.

Первый призыв Трех Добродетелей к женщинам – учиться, и первым уроком должна быть любовь к Богу и богобоязненность.

 

6a26159136ec.jpg

 
Логика урока проста: поскольку великие леди подняты Божей милостью и удачей над другими людьми, то они должны быть обеспечены и самой лучшей духовной пищей. Любить Бога надо за то, что он дал. Создания Божьи, которые любят его, следуют по его стопам, которое по определению добродетельны. Бояться Бога надо за его божественную и святую справедливость, которая не оставить безнаказанным ни одного неправедного деяния.

Три Добродетели предупреждают, что на праведный путь время от времени падают тени греха и соблазна. В принципе, отнюдь не всегда высокорожденная леди просыпалась «между мягкими простынями, окружённая изысканными атрибутами и всем, чем угодно для телесного комфорта, окружённая коленопреклонёнными прислужницами, готовыми немедленно исполнить приказ одним взглядом или невнятным словом». Мы знаем, что высокорожденные леди, хозяйки замков, и даже королевы нередко просыпались в походных палатках, а то и на крепостных стенах под звуки начинающегося штурма.

Но здесь речь идёт о другом. Речь идёт об искушении почувствовать себя лучше других, за которым может последовать искушение вспомнить о нанесённых обидах, и почувствовать себя в праве отомстить за эти обиды, сладко и основательно. Речь идёт об упоении властью.

И что хорошего может последовать из этих планов, рассуждают Три Добродетели. Ты можешь собрать столько денег, что сможешь купить чью угодно дружбу и удовлетворить любую свою прихоть. Ты можешь платить своим слугам гроши, но они все равно будут прислуживать тебе в надежде на лучшее. Кто посмеет ослушаться тебя, и какой вес будут иметь плохие слова о тебе? Короче говоря, у тебя будет всё – кроме радости от этой жизни, потому что никто не может быть счастлив и удовлетворён, если он не заработал это счастье и удовлетворение.

Только лёгкое сердце даёт счастье и радость в жизни. И только любовь Бога и богобоязненность могут рассеять тени Искушения. Только Бог в своём милосердии напомнит тебе, что ты – слабое создание, подверженное болезням и страстям, что твоё тело смертно. Так чем же ты превосходишь остальных?

Рецепт рассеивания чар Тщеславия Три Добродетели видят в труде. «Безделие – мать всех грехов и жестокая мачеха всем добродетелям», - говорят они.

Интересна мысль и о том, что самоуничижение перед Богом, потому что только перед ним может высокородная леди чувствовать себя жалкой и недостойной, является своего рода уравновешивающим власть фактором.

Путей любви к Богу и спасения два, объясняют Добродетели. Первый – умозрительный. Абсолютно забыть всё – родителей, семью, себя саму, и думать каждую секунду своей жизни только о Боге, вот что такое умозрительный путь. Второй путь служения Богу – путь активной жизни. Нужно быть милосердной, учат Добродетели. Нужно служить людям, помогать больным и бедным по возможностям, не щадя себя. Нужно любить людей, печалиться их бедам, радоваться их радостям, как если бы они были собственными.

 
ee24d0322ca5.jpg
 
Добродетели явно предпочитают активный путь служения Богу пути созерцательному – ведь от него больше пользы окружающим. Тех, кому ближе по духу путь созерцательный, Добродетели утешают примером Марии Магдалены, которая только сидела у ног Иисуса в тот момент, когда её сестра Марта хлопотала по дому.

Но, предупреждают они, прежде чем выбрать свой путь, высокорожденная леди должна обдумать несколько моментов. Во-первых, нужно подумать о сильных и слабых сторонах своей собственной личности. Если женщина чувствует, что созерцательный путь служения Богу ей не под силу, она не должна отчаиваться – ведь когда Господь говорил, что богатым не будет спасения, он говорил о тех, кто богат без добродетели. Он говорил, что блаженны нищие духом, те, кто не считает себя выше прочих по праву богатства, но служит людям.

 
2c197bf2b4bd.jpg
 
Выдержки из "Книги Трех Добродетелей" Кристины Пизанской
 

395fa7d3b02f.jpg

Об отношениях с мужем 

 

Первым правилом для истинной леди является любовь к мужу и согласие в жизни с ним, иначе она рискует познать все адовы муки уже в земной жизни. Будь муж стар или молод, истинная леди будет вести себя по всем правилам любви и уважения, скромно, вежливо и без сетований. Леди должна предусмотрительно заботиться обо всём, в чём будет нуждаться её супруг, душевно и телесно. И разве сможет супруг отказать такой достойной леди хоть в чём-нибудь?

Но может случиться так, что леди усмотрит в делах или мыслях супруга тень греха. В этом случае её долгом является поговорить о них со своим исповедником, и попросить того наставить заблудшего супруга на путь истинный. Истинная и разумная леди будет также проявлять заботу о телесном здоровье супруга, и регулярно беседовать об этом с врачами мужа.

Нет также ничего постыдного и в том, чтобы всегда быть в курсе дел своего супруга. Поскольку зачастую принцессы и аристократки не могут общаться со своими мужьями так свободно, как это делают женщины других классов, разумная леди всегда будет в хороших отношениях со старшими офицерами хозяйства её мужа, и всегда будет их спрашивать о его делах. Истинная леди всегда будет рада видеть своего мужа, когда он приходит к ней, она будет говорить то, что сделает его довольным, и будет иметь при этом счастливое выражение лица.

И если читательница спросит, все ли мужья заслуживают подобного отношения (ведь некоторые из них ведут себя по отношению к супруге отстранённо, и не выказывая любви), то ответ будет таков: эта книга обращена к женщинам, и наставляет их в том, как избежать неприятностей и облегчить свою жизнь.

Да, есть мужья, которые извращены и грубы. И есть мужья, которые явно не любят свою жену, или имеют любовниц. И если супруга никак не может повлиять на ситуацию, она должна вести себя так, как если бы они ничего не знала и не замечала. Грубые речи в таком случае только «пришпорят» мужа, и леди может оказаться отверженной и публично оскорблённой, и смеяться в этом случае будут именно над ней. Так что разумная леди должна понимать, что каким бы супруг ни был, ей с ним жить до конца – и вести себя с достоинством.

Разумная леди озаботится тем, чтобы быть интересной и приятной своему мужу, и если ей нужно что-либо донести до его сведения, она сделает это тактично и мягко, и приватно. И даже если она хочет отлучить его от той привязанности, которую она должна к нему испытывать, она сделает это с улыбкой и не обидно, словно в шутку. Разумеется, истинная леди будет всегда продолжать стараться направить своего супруга на путь истинный при помощи исповедника, и никогда не станет слушать сплетен о муже – ведь они только опечалят ей, не принеся никакого проку.

И раньше или позже, недостойный супруг задумается о своих грехах, и захочет исправить их, и тогда он оценит, с какой добродетельной леди связала его жизнь, и вознаградит ей за любовь и терпение любовью и уважением.

Для начала, говорят они, необходимо усвоить как данное, что нет на свете такого человека, который был бы всеми любим. Даже Иисуса Христа, который был идеален, убила человеческая зависть, так что уж говорить об остальных.

Таким образом, что должна делать истинная леди, если она заметит, что некоторые люди не желают ей добра, или пытаются лишить её любви супруга, или пытаются её оговорить? Ни в коем случае не относиться к ним, как к своим врагам, учат Добродетели. Своим поведением она должна дать им понять, что уважает их и ценит так же, как и своих друзей, и не допускает и мысли, что они могут относиться к ней по-другому. Они должны думать, что она доверяет им, и не видеть, что её дружественное расположение – результат расчётливости.

Леди притворится, что она доверяет их советам, она будет приглашать их на конфиденциальные (как они будут думать) совещания, где под видом великих секретов будет говорить самые обыденные вещи. И всё это она должна делать с великой искренностью, чтобы они не насторожились. Она должна быть осторожна, чтобы не сказать о них что-то злое за их спинами. Никто из равных или слуг не может быть настолько преданным своей леди, чтобы не проговориться об этих словах. Разумеется, искушение облегчить сердце в такой ситуации очень велико, но одно неосторожное слово может похоронить весь проект. Потому что её враги решат, что она любезна с ними из страха, и обнаглеют окончательно.

Если кто-то доложит истинной леди, что некоторые личности говорит о ней дурно, она немедленно должна отвергнуть донос словами, что прекрасно знает этих людей, и что они желают ей только добра, а их слова были сказаны не по злобе, а по какой-то другой причине. Но не показывая, что она в курсе козней своих врагов, леди будет наблюдать за ними пристально.

Держа своих врагов рядом с собой, она избежит несчастий открытых ссор, требований реванша, и несчастий для многих людей, которые в ситуации вражды были бы обязаны вступиться за её честь. Если же враги её не уймутся, то именно они будут выглядеть дурно в глазах всего света, потому что они будут дурно говорить о той, кто должна быть им другом.

 

Об отношениях с недоброжелателями

 

Первым правилом для истинной леди является любовь к мужу и согласие в жизни с ним, иначе она рискует познать все адовы муки уже в земной жизни. Будь муж стар или молод, истинная леди будет вести себя по всем правилам любви и уважения, скромно, вежливо и без сетований. Леди должна предусмотрительно заботиться обо всём, в чём будет нуждаться её супруг, душевно и телесно. И разве сможет супруг отказать такой достойной леди хоть в чём-нибудь?

Но может случиться так, что леди усмотрит в делах или мыслях супруга тень греха. В этом случае её долгом является поговорить о них со своим исповедником, и попросить того наставить заблудшего супруга на путь истинный. Истинная и разумная леди будет также проявлять заботу о телесном здоровье супруга, и регулярно беседовать об этом с врачами мужа.

Нет также ничего постыдного и в том, чтобы всегда быть в курсе дел своего супруга. Поскольку зачастую принцессы и аристократки не могут общаться со своими мужьями так свободно, как это делают женщины других классов, разумная леди всегда будет в хороших отношениях со старшими офицерами хозяйства её мужа, и всегда будет их спрашивать о его делах. Истинная леди всегда будет рада видеть своего мужа, когда он приходит к ней, она будет говорить то, что сделает его довольным, и будет иметь при этом счастливое выражение лица.

И если читательница спросит, все ли мужья заслуживают подобного отношения (ведь некоторые из них ведут себя по отношению к супруге отстранённо, и не выказывая любви), то ответ будет таков: эта книга обращена к женщинам, и наставляет их в том, как избежать неприятностей и облегчить свою жизнь.

Да, есть мужья, которые извращены и грубы. И есть мужья, которые явно не любят свою жену, или имеют любовниц. И если супруга никак не может повлиять на ситуацию, она должна вести себя так, как если бы они ничего не знала и не замечала. Грубые речи в таком случае только «пришпорят» мужа, и леди может оказаться отверженной и публично оскорблённой, и смеяться в этом случае будут именно над ней. Так что разумная леди должна понимать, что каким бы супруг ни был, ей с ним жить до конца – и вести себя с достоинством.

Разумная леди озаботится тем, чтобы быть интересной и приятной своему мужу, и если ей нужно что-либо донести до его сведения, она сделает это тактично и мягко, и приватно. И даже если она хочет отлучить его от той привязанности, которую она должна к нему испытывать, она сделает это с улыбкой и не обидно, словно в шутку. Разумеется, истинная леди будет всегда продолжать стараться направить своего супруга на путь истинный при помощи исповедника, и никогда не станет слушать сплетен о муже – ведь они только опечалят ей, не принеся никакого проку.

И раньше или позже, недостойный супруг задумается о своих грехах, и захочет исправить их, и тогда он оценит, с какой добродетельной леди связала его жизнь, и вознаградит ей за любовь и терпение любовью и уважением.

Для начала, говорят они, необходимо усвоить как данное, что нет на свете такого человека, который был бы всеми любим. Даже Иисуса Христа, который был идеален, убила человеческая зависть, так что уж говорить об остальных.

Таким образом, что должна делать истинная леди, если она заметит, что некоторые люди не желают ей добра, или пытаются лишить её любви супруга, или пытаются её оговорить? Ни в коем случае не относиться к ним, как к своим врагам, учат Добродетели. Своим поведением она должна дать им понять, что уважает их и ценит так же, как и своих друзей, и не допускает и мысли, что они могут относиться к ней по-другому. Они должны думать, что она доверяет им, и не видеть, что её дружественное расположение – результат расчётливости.

Леди притворится, что она доверяет их советам, она будет приглашать их на конфиденциальные (как они будут думать) совещания, где под видом великих секретов будет говорить самые обыденные вещи. И всё это она должна делать с великой искренностью, чтобы они не насторожились. Она должна быть осторожна, чтобы не сказать о них что-то злое за их спинами. Никто из равных или слуг не может быть настолько преданным своей леди, чтобы не проговориться об этих словах. Разумеется, искушение облегчить сердце в такой ситуации очень велико, но одно неосторожное слово может похоронить весь проект. Потому что её враги решат, что она любезна с ними из страха, и обнаглеют окончательно.

Если кто-то доложит истинной леди, что некоторые личности говорит о ней дурно, она немедленно должна отвергнуть донос словами, что прекрасно знает этих людей, и что они желают ей только добра, а их слова были сказаны не по злобе, а по какой-то другой причине. Но не показывая, что она в курсе козней своих врагов, леди будет наблюдать за ними пристально.

Держа своих врагов рядом с собой, она избежит несчастий открытых ссор, требований реванша, и несчастий для многих людей, которые в ситуации вражды были бы обязаны вступиться за её честь. Если же враги её не уймутся, то именно они будут выглядеть дурно в глазах всего света, потому что они будут дурно говорить о той, кто должна быть им другом.

 

 


  • 3

Лень - двигатель прогресса

Продажа скакалок для укропатриотов


#3 grn

grn
  • Пользователь
  • 3,194 сообщений

Отправлено 02 March 2017 - 23:45

 

Кристина Пизанская -

французская средневековая писательница

итальянского происхождения.

Одна из первых женщин - профессиональных писателей.

Кристина Пизанская читает книгу группе мужчин.

Кристина Пизанская (Christine de Pisan или Pizan) (1365, Венеция – 1430 или 1431) – французская писательница итальянского происхождения. Родилась в Венеции. Вскоре после ее рождения отец, Томмазо ди Бенвенуто да Пизано, известный врач и астролог, получил приглашение от французского короля Карла V занять должность придворного астролога. Семья перебирается во Францию, которую Кристина никогда уже не покидает. В 1379 г. она вышла замуж за королевского секретаря Этьена дю Кастеля (Étienne du Castel). После его смерти в 1390 г. Кристина Пизанская, оставшаяся с тремя детьми на руках и уже потерявшая к тому времени отца, оказалась в чрезвычайно стесненном материальном положении. Она не пожелала вторично выходить замуж и решила посвятить свою жизнь ученым занятиям и литературным трудам, надеясь таким образом прокормить свою семью. Получившая хорошее образование под руководством своего отца, она в течение нескольких лет сумела углубить свои знания, читая античную, французскую и итальянскую литературу, и благодаря своему природному дарованию стала хорошей писательницей. Ей принадлежит большое количество поэтических и прозаических сочинений: это и лирика, и нравоучительные сочинения, этико-политические трактаты, и даже книга наставлений по военному делу. Наиболее известные: баллады; нравственные поучения (поговорки); «Книга деяний и добрых нравов мудрого короля Карла V» («Le Livre des faites et bonnes moeurs du roi Charles V», 1405); «Об изменчивости Фортуны» («La Mutation de Fortune», 1403); «Книга о военном деле и рыцарском искусстве»; поэтические сочинения, прославляющие куртуазную любовь; трактат в защиту женщин «Книга о Граде женском» («Le Livre de la Cité des dames», 1405); «Книга о трех добродетелях» («Le Livre des trois vertus», 1405), где она классифицирует занятия, говорит о роли и месте женщин в современном ей обществе и дает им полезные наставления на самые разные случаи жизни, – советы, которым с пользою для себя внимали женщины и следующих веков. Получив признание как писательница, Кристина Пизанская стала пользоваться покровительством короля Карла VI и его жены Изабеллы Баварской. Это покровительство обеспечивало ей денежное вспомоществование с их стороны, что и было главным источником ее доходов. Главным ее произведением является написанная в защиту женщин «Книга о Граде женском». По аналогии с Градом Божьим Августина, она строила свой Град как твердыню женского достоинства и пристанище всех добропорядочных женщин. Возмущенная несправедливыми клеветническими нападками на женщин в сочинении клирика Матеолуса, которое она принялась было читать, Кристина Пизанская решила вступиться за женщин, последовательно рассматривая и опровергая все обвинения, которые на них возводились; в свою очередь она говорит о женских достоинствах и добродетелях, предлагает свои доводы, разумно и справедливо оценивая природу женщин и их способности, а в подтверждение своих слов приводит множество исторических примеров, черпая их из древней и современной истории, из Библии и других литературных источников. Ее сын Жан Кастель (1383–1426) – поэт, состоял на службе дофина, будущего короля Карла VII; автор аллегорической поэмы «Le Pin». Внук Кристины Пизанской, Жан Кастель (ум. 1478) – поэт и придворный, привлекался королем Людовиком XI к редактированию официальной хроники; автор двух моралистических поэм «Spécule des pécheurs» (1468) и «Miroir des dames et damoiselles».

Несколько цитат из «Книга о Граде Женском»:

«Выше тот, кто более добродетелен, будь то мужчина или женщина. Возвышенность или приниженность человека никогда не определяется телом и полом, но зависит от того, насколько он совершенен в добрых нравах и поведении». Книга I. Глава 9.

«Утверждение же, будто женщинам недоступно изучение законов, очевидно противоречит свидетельствам о деятельности многих женщин в прошлом и настоящем, которые обладали большими способностями к философии и справлялись с задачами гораздо более сложными, возвышенными и деликатными, нежели писанное право и прочие созданные мужчинами установления». Книга I. Глава 11.

«Но если мать ведет неразумную жизнь, она едва ли сможет быть образцом для дочери. Необходимо также оберегать дочь от дурного общества и растить ее в уважении к строгим правилам поведения, ибо дисциплинированность, привитая в детском и юношеском возрасте, помогает прожить праведно всю остальную жизнь». Книга II. Глава 7.


  • 2

Лень - двигатель прогресса

Продажа скакалок для укропатриотов


#4 grn

grn
  • Пользователь
  • 3,194 сообщений

Отправлено 02 March 2017 - 23:47

 

Кристина Пизанская

(1364-около 1431).

Кристина, дочь Тома Пизанского (уроженца Пизано, около Болоньи), Родилась в 1364 г. В 1368 г. она с семьей переезжает во Францию, где ее отец становится врачом Кара V. Около 1379 г. Кристина выходит замуж за Этьена Кастеля, одного из королевских секретарей. Между 1385 и 1390 гг. умирает ее отец, в 1389 г. – муж. Она стеснена в средствах. Отныне ее жизнь неразрывно связана с литературным творчеством. Начиная с 1394 г. Кристина пишет стихи. Она посвящает свои произведения знатным особам (Иоанну Беррийскому, Филиппу Смелому, Людовику Орлеанскому, Изабелле баварской и т. д.). Она устраивает своего сына Жана Кастеля на службу к графу Солсбери, затем к герцогу Бургундскому (позже он станет королевским секретарем). 1399 г. – «Послание богу Любви», 1401 – 1402 гг. – письма, входящие в «Спор о «Романе о Розе». 1402-1403 гг. – «Книга о пути долгого учения», 1400-1403 гг. – «Книга о переменчивости Фортуны», 1404 г. – «Книга о деяниях о добрых нравах мудрого короля Карла V», 1404-1405 гг. – «Книга о Городе Дам», 1405 г. – «Послание королеве Изабелле», «Книга о трех добродетелях, или Сокровище Города Дам» и «Видение Кристины». Начиная с 1418 г., когда бургиньоны берут Париж, Кристина удаляется в «обнесенное оградой аббатство» (вероятно, в Пуасси, где приняла постриг ее дочь). В 1429 г. она пишет «Сказание о Жанне д'Арк». Это последнее из ее известных произведений. Видимо, вскоре после этого она умирает (около 1431?).

Автобиография женщины-писательницы.

Необыкновенная судьба Кристины Пизанской, овдовевшей в двадцать пять лет, оставшейся с тремя детьми, матерью и племянницей на руках и вынужденной писать, чтобы заработать на жизнь и разрешить трудную финансовую ситуацию, сложившуюся после смерти отца и мужа, привела ее к тому, что она стала первой настоящей профессиональной писательницей, сама устроила свою карьеру, предлагая меценатам сборники своих произведений, выпущенных копиистами в мастерской под ее собственным руководством. Во многих сочинениях она упоминает о различных обстоятельствах своей жизни; эта автобиографическая составляющая ее творчества чрезвычайно оригинальна и необыкновенно трогательна: поэтические аллюзии в некоторых стихах, аллегории в «Книге о переменчивости Фортуны» (где она рассказывает о том, как ей пришлось превратиться в мужчину после смерти горячо любимого мужа), более развернутый рассказ в одной из частей «Видения Кристины». Больше, чем другие поэты ее времени, она выводит себя на сцену, сознавая особенность своего положения как женщины.

Богатое и разнообразное творчество.

Плодовитая писательница и неутомимая труженица (ее дидактические сочинения частично основывались на компиляции многих авторов согласно методу, обычному в этом жанре), Кристина Пизанская является автором огромного числа произведений, среди которых мы назовем лишь самые главные:

«Я одинока»: Кристина поэт. Сначала она пишет поэмы в манере Машо, объединяя их в сборники («Сто баллад», датируемые первыми годами ее карьеры). Самые известные являются самыми личными, в низ она пишет о своем вдовстве (знаменитая баллада «Я одинока и одинокой быть хочу…»). Позднее она вернется к куртуазной поэзии в книге «Сто баллад о Влюбленном и Даме», где Влюбленный и Дама, сменяя друг друга, рассказывают о запутанном любовном приключении с двусмысленным и драматическим концом (намек на близкую смерть покинутой дамы). Кристина обращается также к жанру ди (иногда с лирическими вставками) и пишет стихи религиозного содержания.

Защита женщин. Этот аспект ее творчества больше всего знаком современному читателю. После относительно традиционного «Послания богу Любви» она вступает в эпистолярный спор по поводу «Романа о розе», который она сделала публичным, передав письма королеве. Наконец, она пишет «Книгу о Городе Дам», в которой, защищая и прославляя женский пол, рассказывает о знаменитых женщинах всех эпох; затем выпускает «Книгу о трех добродетелях, или Сокровище Города Дам», адресованную женщинам своего времени и имеющую более практическую, более морализаторскую направленность. Символично, что ее последним произведением становится поэма, прославляющая подвиги Жанна д'Арк («Сказание о Жанне д'Арк»).

Кристина Пизанская – политический писатель. Она умоляет королеву восстановить мир во Франции в особо сложный момент («Послание королеве Изабелле», 1405), а также выступает в качестве ангажированного политического писателя в таких произведениях, как «Ламентации о бедах Франции» (1410) и «Книга о переменчивости Фортуны», эссе о всемирной истории, и в «Книге о деяниях и добрых нравах мудрого короля Карла V», заказном произведении, скорее панегирике, чем хронике. В ее «Видении» осмысление истории сочетается с размышлениями на политические и моральные темы. Проявляя интерес к самым различным областям, она даже написала «Книгу о великих деяниях рыцарства» (1410), трактат о военном искусстве и праве. Несмотря на недавно обретенную славу, вызванную интересом к личности Кристины Пизанской и некоторым темам, предвещающим феминизм, в ее творчестве, малодоступном для широкого читателя, еще многое предстоит раскрыть.

   Пятнадцатое столетие в истории французской поэзии стало веком новых поисков и угасания средневековых традиций. В области лирики подвизается много поэтов. Начнем, пожалуй, с Кристины Пизанской (1364 – 1431). Творчество этой итальянки по происхождению, француженки по взглядам и вкусам приходится на самый тяжелый период Столетней войны (1337 – 1453), когда неудачная борьба с англичанами вдобавок превратилась в войну гражданскую. Дочь придворного астролога, Кристина получила хорошее образование, она знала литературу Рима, с книгами Данте, Петрарки и Боккаччо не расставалась. Она была одним из первых французских литераторов, испытавших воздействие итальянского Возрождения. Гуманистические устремления Кристины проявились в участии в споре о «Романе о Розе», на который она откликнулась «Посланием богу любви» (1399) и «Сказом о Розе» (1400), отстаивая идею равноправия женщины. Ряд трактатов Кристина посвятила вопросам женского воспитания.
   Поэтесса была литератором-профессионалом и зарабатывала на жизнь своим пером: она заказывала иллюстрированные списки своих книг и подносила их знатным библиофилам – герцогу Беррийскому, Изабелле Баварской и др. В наиболее искренних стихах Кристина рассказывала о незавидной доле молодой вдовы с детьми на руках, вынужденной писать в угоду венценосным меценатам.
   Поэзия Кристины Пизанской трагична, но этот трагизм стоичен – недаром поэтесса часто обращалась мыслью к римскому философу Сенеке. Личностное начало, столь свойственное лирике Кристины, сказалось в выдвижении па первый план переживаний женщины, матери, вдовы; оно возведено в художественный принцип и отражает общественные позиции писательницы. В ее поэзии проявляется гражданственность как в произведениях исторических (например, в «Книге о делах и добрых обычаях короля Карла», 1404), так и в откликах на современные события («Ламентации о бедах гражданской войны», 1410; «Сказ о Жанне д’Арк», 1429). Патриотическое чувство, пробужденное бедствиями войны, присутствует и в этико-философских сочинениях Кристины, в ее навеянных Боккаччо трактатах «Град женщин» и «Книга о трех добродетелях», где писательница рисует картину мирной жизни, указывает на семейные и общественные функции женщин и призывает их отстаивать свои права и заботиться о своем образовании. В философско-психологических поэмах «Путь долгого учения» и «Книга о превратностях судьбы» поэтесса рассказала, как на ее трудном пути ей помогали не только творения отцов церкви и античных философов, но и стихи итальянских поэтов, хотя пристрастие к аллегориям и дидактизм не давали Кристине возможности преодолеть систему средневековых взглядов. Впрочем, этого не смог сделать и никто из ее современников

  • 3

Лень - двигатель прогресса

Продажа скакалок для укропатриотов


#5 grn

grn
  • Пользователь
  • 3,194 сообщений

Отправлено 02 March 2017 - 23:48

 

 

Сегодня слово «феминистка» звучит как ругательство. Сразу вспоминается боббитектомия (оскопление мyжчины в знак пpотеста пpотив фаллокpатического общества или действий конкpетного мyжчины) и прочие жуткости, порождённые прецедентным правом и произволом разных ненормальных. Это всё потому что сегодня женщина полностью равна мужчине – и современным феминисткам просто не за что бороться. Вот они и страдают фигнёй.
А давным-давно было совсем иначе. Давным-давно женщину муж должен был в назидание бить, а прав у неё никаких не было. Даже учиться читать, если брать Европу Раннего Средневековья. Лишь во времена Позднего Средневековья, ближе к Ренессансу начали появляться светские деятельницы, которые могли вполне носить название первых феминисток. Потому что у них были разумные родители, понимавшие равенство полов.
Поэтому когда в 1364 году у венецианского медика и астролога Томмасо ди Бенвенуто да Пиццано (Tommaso di Benvenuto da Pizzano) родилась дочь, он не стал её воспитывать в строгости и послушании, а стал с ранних лет учить грамоте и медицине. Галена ей читал, между прочим, четырёхлетней. Известность да Пиццано была велика, и в 1368 году его призвали (читай: предложили высокооплачиваемую работу) ко двору французского короля Карла V. Надо сказать, что церковь астрологию и всяческие предказания не жаловала; медицина для Томмасо была прикрытием его основной деятельности, и ко двору он пожаловал как астролог (а заодно и алхимик). Тогда же девочку представили королю и допустили в придворную библиотеку, одну из богатейших в Европе. Так Кристина, дочь Томмасо, сделала первый шаг к тому, чтобы стать профессиональным писателем. Точнее писательницей. Первой в истории светской Европы.



История Кристины П.

Девочка воспитывалась при дворе и одновременно обучалась по учёным книгам. Такое сочетание было крайне редким. Девушки, из которых готовили фрейлин, были обычно не слишком эрудированны и умны. А монахини, имевшие доступ к библиотекам, обычно мало смыслили в светском мире.
Талантливая она была, Кристина. Начала писать небольшие пьесы светского содержания, которые исполняли её подруги и ровесницы. Пьесы пользовались при дворе успехом. На Кристину посыпались предложения руки и сердца. На её представлениях регулярно присутствовал сам король. Выбор женихов у неё был, и в 1379 году она успешно вышла замуж за Этьенна де Кастеля, королевского секретаря; он был новоиспечённым дворянином – ему пожаловал земли король за заслуги. Кристина родила троих детей, двое из которых выжили. Дочь впоследствии стала компаньонкой юной принцессы Мари. Кстати, «Пиццано» или «Пиззано» - это название городка под Болоньей, Томмасо был вовсе не из Пизы, как можно подумать. А вот и Карл V:



Но в 1380 году Карл V умер, и начались определённые неприятности. Во-первых, де Кастель потерял королевское расположение, а Карл VI нашёл себе нового секретаря (де Кастель остался при должности, но уже не в таком фаворе). В 1385 году умер отец Кристины, Томмасо, а в 1390 году де Кастель поехал вместе с королём по государственным делам в город Бовэ, подхватил там какую-то хворь (по некоторым данным чуму, по некоторым – что-то другое) и почил в бозе. В итоге 26-летняя Кристина осталась одна, имея на руках двух малолетних детей и мать. Для полного счастья полагавшееся ей содержание как вдове госслужащего с неё почему-то сняли (она даже судилась за него), и она была поставлена в положение – работать или умереть. И она нашла себе занятие.



С 1390 по 1393 года она сочиняла стихи и любовные баллады, читала их при дворе – и этим зарабатывала на жизнь. Мужчины удивлялись – женщина? Поэтесса? А она прекрасно владела и словом, и слогом, не хуже любого придворного менестреля. И зарабатывать этим поэтическим ремеслом стала даже больше мужчин-конкурентов. Впоследствии все её баллады составили сборник Le Livre des cent ballades («Книга ста баллад»), снискавший огромный успех. Он вышел в 1399 году, если можно сказать «вышел» о рукописной книге. Сборник был переписан тиражом в несколько десятков экземпляров – огромный для того, допечатного времени тираж, и стал настольной книгой множества придворных. Естественно, у неё тут же появились покровители, среди которых были Жан, герцог Беррийский и герцог Людовик I Орлеанский. Всего она написала за свою жизнь около 300 баллад и несколько сотен коротких стихотворений. Вот тут Кристина презентует свою книгу Изабелле Баварской, королеве Франции, супруге Карла VI Безумного:



Но стихи были лишь развлечением и «средством раскрутки». Настоящее своё призвание она нашла в прозе. Она писала различные рассуждения на темы политические, моральные, философские и даже военные. И в частности она подчёркивала равенство женщин и мужчин. Наиболее громким случаем была резкая критика Кристины, направленная против второй части «Романа о розе», созданного известным поэтом Жаном де Мёном. Де Мён в частности предназначал женщину сугубо для продолжения рода, всё остальное называя «от лукавого». Кристина в своём рассуждении Dit de la rose («Беседы о Розе», 1402) разбила поэму де Мёна в пух и прах; её поддержали виднейшие интеллектуалы и философы того времени – канцлер Парижского университета теолог Жан де Жерсон и придворный поэт Эсташ Дешан. Особенно она критиковала нарочито грубый язык де Мёна, унижавший женское достоинство. Вот она зачитывает свою книгу слушателям-мужчинам:



Эта полемика по отношению к давно покойному поэту закрепила за Кристиной статус интеллектуалки и очень мудрой женщины. Такой статус позволил ей писать и говорить всё, что угодно. В начале XV века Кристина «разошлась». Каждая её работа тут же расходилась по рукам и многокрастно переписывалась. На сегодняшний день это сравнимо с тиражами Дарьи Донцовой.



Она писала о политике (Épître à la reine Isabeau, «Письмо к королеве Изабелле»), об армии (Livre des faits d'arme et de chevalerie, «Книга о военных деяниях и о рыцарстве», 1405), о полиции (Livre du corps de policie, «Книга о полицейских частях», 1407) и так далее.
Но самым значительным и известным её трудом стал роман «Город женщин» (La Cité des dames, 1405). Это большой философский трактат, напоминающий чем-то «Утопию» Мора. В нём подробно и досконально описывается некий город, где живут женщины, причём описывается от конструкции стен и башен до социального устройства. Аллегорические дамы, живущие в городе, носят имена Дама Разум, Дама Справедливость, Дама Праведность – это три праматери, стоящие у основ города. По сути, это сложная аллегория, диалог между этими тремя дамами, и не мне описывать его содержание. Суть в том, что это была фантастика – на тот момент. Женщины во главе мира не могли быть правдой – книга вызвала скандал. Иллюстрация из оригинального издания:



По заказу герцога Филиппа Бургундского она написала книгу Le livre des faits et bonnes mœurs du roi Charles V le sage – полную биографию короля Карла V, очень подробную и грамотную; на эту биографию сегодня во многом опираются историки.



Но в XX веке деяния Кристины Пизанской получили много нелицеприятных продолжений. Особо оголтелые феминистки взяли её труды и жизнь на вооружение, серьёзно опошлив её идеи. Впрочем, и Гитлер не совсем правильно понял Ницше, и Ленин не совсем так интерпретировал Маркса, что уж тут поделаешь. История не знает сослагательного наклонения.
Последней её работой стала книга о деяниях Жанны д'Арк, законченная в 1429 году в монастыре Пуасси, где она и скончалась годом позже в возрасте 68 лет. Всего она написала около 30 различных прозаических сочинений. С сыном:



Вот тут можно почитать все стихи и сочинение «Город женщин» в оригинале: http://www.gutenberg...authors/c#a4613.
Вот, к примеру, классическое рондо Кристины Пизанской, написанной в 1396 году:

Com turtre suis sanz per toute seulete
Et com brebis sanz pastour esgarée;
Car par la mort fus jadis separée
De mon doulz per, qu'a toute heure regrette.

Il a sept ans que le perdi, lassette,
Mieulx me vaulsist estre lors enterrée!
Com turtre suis sans per toute seulete.
Car depuis lors en dueil et en souffrete
Et en meschief trés grief suis demourée,
Ne n'ay espoir, tant com j'aré durée,
D'avoir soulas qui en joye me mette;
Com turtre suis sans per toute seulete.


Потрясает совершенно правильное соблюдение размера и рифмы классического стихосложения – и это в XIV веке!
Вот тут почти всё:
http://www.gutenberg...1-h/18061-h.htm
http://www.gutenberg...12/pg12812.html
http://www.gutenberg...8-h/26608-h.htm

Говорят, книги Кристины Пизанской переводили для королевы английской Елизаветы. Или она читала в оригинале, тут история сомневается. Вот Елизавета с книжкой (1546 год, ещё юная принцесса). Что под переплётом, никто не знает.



Это всё к слову о том, что талант везде найдёт себе применение, везде пробьётся. И для этого не обязательно размахивать кулаками или чем там ещё размахивают.

Сегодня Кристину Пизанскую вполне себе издают:

"Город женщин"


"Сто баллад"


"Беседы о Жанне д'Арк"


Замечательное издание "Деяний Карла V", где в качестве автора указан "неизвестный средневековый писатель", обидели Кристину. Тем более странно, что эта же книга выходила и под её именем:



В русском переводе главы из "Города женщин" выходили в сборнике "Пятнадцать радостей брака":


 

  • 2

Лень - двигатель прогресса

Продажа скакалок для укропатриотов